Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


11. Персонология как описание персональности

 

Огромное поле, требующее фундаментальной разработки и исследований, но, в то же самое время, уже по факту являющееся будничной практикой для многих систем работы с персональностью в России и на Западе - описание личности и системы таких описаний.

На Западе в настоящее время для обозначения этой работы получил широкое распространение термин персонология. Причем, не только как научное направление, прежде всего в психологии, но и как спектр исключительно прикладных методик для самых различных описаний отдельных лиц и предписаний и рекомендаций по отношению к ним.

В частности, в практике зарубежного образования есть достаточно много систем, которые пытаются строить образование на основе различных описаний личности и, прежде всего, по разному организованных самооценок (например, такая система как Self-Esteem).

К сожалению, в большинстве случаев персонология не имеет серьезного фундамента и ограничивается регистрацией по-преимуществу поведенческих характеристик и параметров. Очень сильное влияние на системы персонологии оказывает интенсивно развивающееся в последние десятилетия направления, связанные с организацией человеческих ресурсов и человеческого капитала в системах управления персоналом (так называемый HR-менеджмент).

Но описывать персональность необходимо. Точнее даже, поскольку разнообразные описания человека происходят буквально везде, и в школах особенно, то надо переходить к анализу и наведению порядка здесь.

Тем более, что любые знания о человеке и особенно систематический сбор предсталвяют из себя не только технически, но и социально-культурно чрезвычайно непростое дело.

Здесь возникает множество этических и правовых вопросов и трудностей. Безусловно, необходимо решительно пресекать попытки бессмысленного сбора данных о детях и их хаотического использования, нерегулирования системы доступа к таких данным и пр. Но эти вопросы существуют уже давно и мы катастрофически опаздываем в их постановке и, тем более, их разрешении. Абстрактным же защитникам “прав детей” мы бы посоветовали, если они не знают, получше познакомиться с уже реально существующими системами сбора сведений о детях в коммерческих и криминальных целях. Специалисты прекрасно знают, что на сегодняшних детей нацелены многочисленные системы вовлечения в неограниченное потребление и в разнообразные системы зависимости (пиво и наркотики – вот самые известные и обычные, к великому сожалению, - системы). Кстати, сюда же попадают многочисленные психологические и учебные тестовые инструменты, качество и осмысленность применения которых, если сказать очень мягко, оставляют желать лучшего. Поэтому необходимо решительно переходить к разработке этического и правового поля в области систем изучения персональности и человеческого потенциала в целом.

С моей точки зрения, немного понятны общие профили знаний о конкретном ребенке, которые необходимы для построения практики персонального образования. Это следующие профили:

  1. Социальное обеспечение (благосостояние)

  2. Семья (реализация неотчуждаемого права жить и воспитываться в семье)

  3. Безопасность

  4. Здоровье

  5. Образование
  6. Профессионализация
  7. Общее развитие и идентификация
Но системы их использования и состав критериев необходимо уточнять и прорабатывать. Здесь мы находимся в самом начале работы.
Hosted by uCoz