Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


3. Можно ли развивать личность?

 

Убежден, что личность развивать нельзя. Здесь я не согласен со всеми, кто придерживается этого привычного выражения “развитие личности”.

Нельзя личность развивать постольку, поскольку она дается Господом по факту каждому без исключения человеку как тот центр, вокруг чего выстраивается потом вся его жизнь. Личность нетрансформируема, неконструируема и неформуема, она не может служить инструментом и средством для человека - её можно только проявлять, выявлять и, с позиции организации образования - образовывать. (9)

Я здесь стараюсь придерживаться православной традиции, в которой личность рассматривается буквально и непосредственно как непосредственное божественное в человеке, как даже “кусочек Бога”, (10) который был создан непосредственно еще до сотворения мира. То есть в рамках данной традиции личность была создана до начала мира и мир исходно “спроектирован” как личностный. (11)

Мало того, что личность невозможно (и ненужно, добавим) развивать. Может так случится, и часто, вероятно, случается, что личность у конкретного человека вообще может не быть им выявлена и предъявлена. Наличие личности у каждого без исключения человека вовсе не является автоматическим залогом её обнаружения и реализации.

Не случайно любимое слово Ф.М. Достоевского о том, что “в личность надо выделаться”.

С этой точки зрения, оказываются бесперспективными два распространенных сегодня по отношению к проблеме личности педагогических подхода, которые можно условно назвать “формирующим” и “средовым”.

Первый подход ставит своей целью формирование личности. В этом случае вопрос о гармоничности и всесторонности или многосторонности этой личности оказывается вторым, а исходно обозначается претензия на то, что личность может преобразовываться искусственным образом и в нужном направлении.

Второй подход, казалось бы, наоборот, подчеркивает самоценность и изначальность, первобытийность личности. Но на самом деле, личность по прежнему рассматривается в качестве понятной и контролируемой, более того, с ясным обозначением её сил и возможностей. Вместо претензий представителей первой позиции на непосредственное изготовление, фабрикацию личности, представители второго подхода реализуют претензии на познаваемость личности и возможность определять её движение соответствующим образом организованной и, разумеется, правильной среды.

В обоих случаях личность рассматривается как вещь: только одни рассматривают эту вещь как натуральный предмет, претерпевающий действие (типа табуретки), а другие – как активную машину (типа газонокосилки), которая почему-то должна осуществлять экспансию окружающей среды.

Каждая личность является абсолютно нетождественной другой личности и абсолютно непознаваемой, полностью противоположной любому объекту, является бесконечным субъектом.

Отсюда только создание ситуации как непосредственное и уникальное, единичное действие личности педагога в состоянии вызвать заинтересованное понимание и действие личности ученика. Если это происходит, то возникает ситуация, которую многие, в частности, замечательный психолог В.И. Слободчиков, вслед за М.М. Бахтиным и другими философами русского персонализма обозначают как состояние со-бытия.

Отсюда следует, что с личностью можно делать только одно: предъявлять ей другую личность в форме ситуации. Поэтому для персонального образования центральной является сквозная ситуационная организация образования.

 

(9) Разумеется, данная позиция не является общераспространенной и очевидной. См., к примеру, следующее суждение такого серьезного психолога как Б.С. Братусь, в котором он утверждает, что личность есть “способ, инструмент, средство организации достижения” сущности человека: “Таким образом, личность как специфическая, не сводимая к другим измерениям конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл. Смысл этот обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с сущностными характеристиками человеческого бытия. Иначе говоря, сущность личности и сущность человека отличаются друг от друга тем, что первое есть способ, инструмент, средство организации достижения второго, а значит, первое получает смысл и оправдание во втором. Поэтому, возвращаясь к дискуссии вокруг слов М.М.Бахтина, мы можем утверждать, что личность как психологический инструмент может "овнешняться", о ней можно говорить "заочно" и это отнюдь не противоречит трансцендирующей, изменяющейся природе человека. Что касается неизбежно возникающего расхождения, пропасти, противоречия между "вещным" (конечным) и "смысловым" (потенциально бесконечным), то оно в свете сказанного не есть препятствие объективному познанию личности, обходить которое надо возвеличиванием осязаемого "вещного" в ущерб неясному "смысловому" (в противовес "понимающей психологии", экзистенциальным подходам или литературоведческим толкам о превалировании второго над первым). Следует не избегать, не маскировать это противоречие, а, напротив, выделить и зафиксировать его как первую объективную данность”.

И еще: “Важно заметить, что каждое из психологических образований, ставшее в центре перечисленных концепций, в ходе продуктивного развития преодолевается, "снимается" другими инстанциями: подсознание сознанием (вспомним позицию самого 3.Фрейда - на месте Оно должно стоять Я); характер личностью (если подросток - сплошной характер, то юноша - уже личность с характером, а у зрелого человека личность должна возрасти настолько, чтобы вовсе подчинить, "снять" характер). И наконец, личность в итоге "снимается" человеком. "Если человек понимает свое назначение, - пишет Л.Н. Толстой, - но не отрекается от своей личности, то он подобен человеку, которому даны внутренние ключи без внешних" [26; 327]. Личность - внутренний ключ. Сложный, уникальный, бесценный, трудноовладеваемый. Но на определенном этапе он исчерпывает свои возможности открытия и требуется новый. В этом плане личность отходит, отбрасывается, "снимается" как сослужившее, усвоенное, и открывается во всей полноте то, чему она служила. Предельное для каждого услышать "Се человек". Не характер, не иерархия мотивов, не смысловая сфера, не личность даже, а именно – человек”. (С.Братусь. К проблеме человека в психологии. – в "Вопросы психологии”, сентябрь-октябрь 1997 г., N 5.). – Но вот прямо противоположное утверждение Свт. Василия Великого: "Итак, мы утверждаем следующее: то, что говорится об особенном, называется ипостасью. Ибо сказавший: "человек" - неопределенностью значения явил нам некую расплывчатую мысль, так что этим именем обнаружена природа, но не обозначено подлежащее, которое обнаруживается собственным именем. Сказавший же: "Павел" - указал в обнаруживаемой именем вещи подлежащую природу. Вот это и есть ипостась - не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства, как это обычно делает и Писание во многих случаях и в рассказе об Иове". - Свт. Василий Великий. "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси".

(10) Причем, именно динамический "кусочек". Это прекрасно формулирует Demetrios Constantelos в своей книге The Human Being: A Mask or a Person? A Perspective in Greek Orthodox Theology and Humanistic Medicine. (Translated from the Greek by V. Rev. George D. Gregory, MA, M.Div. and revised by the author with special thanks to Dr. Niki Kantzios): "The designation of Plato that man is of divine origin, mpoira theou, portion of god was adopted and developed by Christian theology. Indeed we are a portion of God, writes Gregory the Theologian. And the heroic Maximos the Confessor confirms: "each of the spiritual and logical angels and humans... is called a piece of God and is of God." With this patristic testimony as a starting point, Michael Psellos of the 11th Century proceeds to the analysis of "how we are a spark of God," and adds the following "as the body lives and moves..." and "we possess icons and appearances of God, through which, indeed, we are spark of God."(14) Therefore, man as a "person," shall live eternally. … On the basis of Christology, man, is not a static piece (moira) of God because "he is related with the Logos of God," as St. Maximos emphasizes, "but man is a dynamic portion (moira) of God" continuously in becoming and styruggling to evolve from image to likeness and to transfigure the mask into the person, ontologically securing in this way his eternal salvation. W hen the Apostle Paul wrote, "We now see in a mirror dimly, but then face to face" (1 Corinthians 13-12) he had in mind the spiritual and empirical elevation of man and his final arrival to the area of the uncreated divine light and the energies of God. There, Creator and creature shall encounter each other face to face. (25)". - http://www.myriobiblos.gr/texts/english/constan.html

(11) Об этом в частности, пишет Архиеписком Австралии Stylianos в своей работе "The Mystery of Prosopon (Person) and Human Adventure": "The words of St. Paul in this regard are very revealing and characteristic, particularly in his letter to the Ephesians, even from the very first chapter. Here the "image" is dealt with not as a relationship between humanity and God in general, but with God the Word in particular. And because the Son and Word of God is uncreated, pre-eternal and without beginning, the unique mystery of the human person consists precisely in the fact, in being directly related to forechosen and pre-destined "before the foundation of the world" (Eph 1:4). In this way, however, the order of the whole creation in time is completely reversed or at least nullified, since human beings instead of being "last", are presented "first. … In this way, humankind becomes "synchronised" with God-man, and thus truly become "partakers of divine nature" (2 Peter 1:4)". - http://www.orthodoxresearchinstitute.org/articles/dogmatics/stylianos_mystery_person.htm

 
<<<                >>>
Hosted by uCoz