Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


6. Персонализация

 

Откуда и как возникает персональность?

Через волевые устремления личности на преобразование мира и реализацию себя в мире.

Совокупность таких устремлений я вижу как процессы персонализации, т.е. проявления и овнешнения личности через произведения духа, которые получены в сотрудничестве с другими личностями.

Да, персонализация производит персональность как определенные “вещи” и поэтому всегда имеет в работе дело с частными способами бытия личности – но хоть с чем-то имеет, с тем, с чем вообще хоть как-то можно работать, вокруг чего можно организовывать совместную работу ученика и учителя. Спорить с необходимость выделения и наличия персональности, этой, безусловно, частной стороны невыразимой личности – то же самое, что и спорить с необходимостью предметности в любом деле и практике.

Но персонализация как процесс и предполагает через выдвижения личностью стратегий, их реализации в поступках и действиях, через рефлексию собственных средств мышления и деятельности неоднократное обращение к своим продуктам, обогащение их и переработку. Ведь назначение персонализации на деле состоит не в самом производстве персональностей, а в реализации личности посредством этих множественных персональностей.

Образование, в котором систематически работают с персональностью, возможно называть персональным или персоналистским, как его называл один из ярких представителей западного персонализма Эммануэль Мунье (глава “Принципы персоналистского воспитания (Principes d'une йducation personnaliste)”.

Образование согласно Эммануэлю Мунье должно стать персоналистским, так как миссия образования “не в том, чтобы лепить сознательных граждан, славных патриотов, маленьких фашистов, коммунистов или светских людей. Его миссия состоит в том, чтобы пробудить в человеке личность, чтобы он был способен вступать в жизнь и действовать как личность”.

Процессом, который определяет вектор работы в практике персонального образования как раз и является персонализация. Персонализация по Мунье – это также и буквально содействие “наступлению эры личностей”.

Мне также представляется достаточно близким формулировка понятия персонального образования как разработка “персональных путей реализации личностного потенциала каждого в образовании”.

Как одновременно обучать всех не просто по-разному, а персонально, т.е. простраивая персональный путь, собственный процесс персонализации?

Конечно, в лучших школах России и мира уже есть отдельный опыт того, как это примерно можно делать. Таких школ я могу перечислить не менее десятка и их опыт должен быть тщательно проанализирован в рамках реализации программы “Персональное образование”.

Но это, конечно, не заменит разработку принципального проекта практики персонального образования и его реализации в качестве сетевой экспериментальной площадки.

В качестве первой версии того, через что можно персонализировать образование личности и, тем самым, строить процессы персонализации, предлагаем следующий перечень персонализаций:

    • Содержания образования (куррикулума)

    • Культуры

    • Режима (темпоритма)

    • Позиции – позициирование

    • Стилей – как учебных и педагогических, так и образовательного стиля в целом

    • Среды (образовательной – educational environement)

    • Инструментальных систем и “контента” (кастомизация содерж образования в виде учебного материала и пособий, программного обеспечения)

    • Услуг, в том числе информационных - кастомизация и персональный маркетинг

    • технического и телекоммуникационного обеспечения, персонализация связи (образовательная “вертушка”)

    • Отношений, ансамбля отношений (католическая линия на личность как отношения) и институализации

    • мировоззрения, мировидения - выход на мироразвитие и мировидение

 

 

Hosted by uCoz