Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


5. Множественная персональность

 

Выделяя межличностное пространство как пространство персональности я стремлюсь найти поле, в котором была бы возможна “позитивная” и инженерная работа без уничтожения или редукции принципа личности. Другими словами, требуется понятие, которое могло бы характеризовать личность через её произведения и проявления. Такая работа, вероятно, и подходит больше всего к тому, что называется гуманитарностью.

Очень интересно описывает способы гуманитарной работы на основе принципа личности выдающийся филолог и философ М.М. Бахтин.

Прежде всего, он кардинально выделяет гуманитарный объект (например, замысел художественного произведения) от типичного объекта в естественных науках. В ситуации работы с гуманитарным объектом по мысли М.М. Бахтина чаще всего еще неизвестно, кто кого познает: “познающий субъект” изучаемый “объект” или гуманитарный объект познает, и рассматривает и выявляет сам этот претендующий на субъектность “субъект”. Тем более необходимо противопоставлять традиционные объекты – и личность.

Личность, с его точки зрения, можно исключительно понимать в её диалоге с другой личностью, её нельзя раскрыть ни как объект безучастного объективного анализа, ни путем вчувствования в неё.

Отсюда подлинная жизнь личности совершается в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, т.е. принцип личности реализуется как бы в точке несовпадения человека с самим собой.

Именно в диалоге происходит реализация личности, что создает общностное основание для проявления личности. Диалог определяет полифонию многих личностей и одновременно саму возможность личностной реализации.

Выделяя пространство диалога и проявления полифонии, М.М. Бахтин, с нашей точки зрения, обсуждает и описывает интересующее нас пространство интерперсональности и необходимость новых форм и методов работы по адекватному описанию и изображению проявлений личности без утери самой личности, без превращения её в объект, без овеществления личности.

Приведем наиболее наглядные высказывания самого М.М. Бахтина: “Личность не умирает…

… Личность не объект, а другой субъект. Изображение личности требует прежде всего радикального изменения позиции изображающего автора – обращенности к “ты”. Не подметить новые объектные черты, а изменить самый художественный подход к изображаемому человеку…”.

“Диалогические отношения предполагают общность предмета интенции (направленности)”.

“Литература создает совершенно специфические образы людей, где “я” и “другой” сочетаются особым и неповторимым образом: “я” в форме “другого” и “другой” в форме “я”. Это не понятие человека (как вещи, явления), а образ человека, а образ человека не может быть безотносительным к форме его существования (т.е. к “я” и “другой”). Поэтому полное овеществление образа человека, пока он остается образом, невозможно. Но, давая “объективный” социологический (или иной научный) анализ этого образа, мы превращаем его в понятие, ставим его вне соотношения “я” - “другой” и овеществляем его”.

Для серьезного продвижения в этой проблеме необходимо проводить целевые разработки и исследования в области организации неразрушающих принцип личности объективаций и описаний, особенно проектной объективации и экстериоризации.

Здесь же только хочу предложить для обсуждения идею множественной персональности как обозначения различных личностных проявлений и объективаций, которые допускают педагогическую и антропотехническую работу с ними.

Множественная персональность предполагает, с одной стороны, что существенных личностных проявлений и откликов может быть много и, следовательно, личность может себя отстраивать и реализовывать по нескольким направлениям персонализации одновременно, а, с другой стороны, что в соорганизации этих персональностей собственно и обнаруживается личность (как мне кажется, это и имел в виду К.Г. Юнг под трансцендентной функцией и именно это обозначается в западной философской традиции трансцендентализма).

Множественная персональность, возможно, позволит технологизировать работу в межличностном или интерперсональном пространстве в образовании. Как организована эта работа – предмет дальнейшей проработки. Здесь же подчеркну, что в современной социологии, психологии, антропологии, семиотике, философии и методологии разработаны на огромном массиве качественно разнообразного материала важнейшие обобщения и понятия, которые крайне важны для разработки практики персонального образования вокруг идеи множественной персональности. Это и понятие символического капитала и габитуса (от лат. habitus - свойство, состояние, положение) французского социолога и философа Пьера Бурдье, и объективации, и экстериоризации, и ритуализации, визуализаци, это, наконец, и требующее восстановления в правах и анализа кантовского понятия трансцендентальной апперцепции.

Итак, множественная персональность (персонность?) – предполагает систематическую деятельность и мышление личности по многим направлениям одновременно и, соотвественно, множественную персонализацию как процесса выявления через соответствующие ситуации персоннальностей (персонностей) и перевод их в предмет совместной работы.

Выделение персональности как общего предмета работы, как того, что допускает овеществление совершенно не отрицает, наоборот, с необходимостью требует, двух других сторон личности: разотождествления и позиционности.

Разотождествление – это обнаружение себя личностью через отличение и разотождествление себя с другой личностью, с другим.

Позиционность – это основание конкретной персональности, которая становится предметом работы. Позиционность организует связь между персональностью и личностью, поскольку только наличие позиции дает возможность воспроизводить и удерживать персональность как одновременно овеществляемое, допускающее овеществление, так и указывающее на абсолютно неовеществляемое – личность.

Принципиальной же технологической особенностью педагогической работы с множественной персональности является задача обеспечения рефлексивной сборки (или рефлексивной кооперации и интеграции) данной множественности. Именно в такой самосборке, вероятно, происходит перевод активности сознания в собственное содержание, благодаря чему восстанавливается, воспроизводится и реализуется личность, достигается личностная целостность и полнота.

 

Hosted by uCoz