Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


13. Высшие способности

 

Именно в отношении освоения и выращивания высших способностей наиболее заметно отличие индивида и личности, именно здесь наиболее легко преодолевается инерции отождествления личности и индивида.

Высшие способности принципиально не выращиваются и не существуют в индивидуальной форме, они для индивида попросту невозможны.

Здесь мы пока далеки от того, чтобы преодолеть Г.В.Ф. Гегеля, который указывал на то, что все субъективные способности – это реальные способы деятельности в истории и являются, как писал выдающийся советский русский философ Э.В. Ильенков, автор знаменитой работы “Что же такое личность?”: “коллективными (“всеобщими”) формами, переживающими действительное развитие в истории. Субъектом “способностей” здесь впервые был признан не индивид как таковой, рассматриваемый в абстракции от всего того, чем он обязан обществу и истории, а тот грандиозный “ансамбль” индивидов, взаимно воздействующих друг на друга, который реально и создает политическую историю, и науку, и исскуство, и технику, и все остальные универсально-человеческие формы культуры.

Индивидуум же выступает в рамках этой концепции как нечно по существу производное, выступая как субъект способностей ровно в той мере и тех границах, в которых ему посчастливилось приобщиться к развитию всеобщечеловеческой культуры”.

Летом 1997 года в период серьезного первого конфликта по поводу перспектив и методов реформирования российского образования мною была предложена идея связать экономику образования с системой способностей как выражения планируемой образованности и трудовой дееспособности российского населения. В качестве механизма подобной связи была предложена “ипотека способностей”. Уверен, что только на этом непростом пути мы сможем в состоянии выйти на экономику образования, которое реально ориентированно на личность и её образование. В противном случае, мы, независимо от наших идеологических пожеланий, создадим экономику “нового человека”, очень похожего на столь вожделенного многими человека экономического (Homo economicus) и на практике являющего собой законченного эгоиста.

 

Hosted by uCoz