Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
9. Персональное образование как собственность
Для становления практики персонального образования огромное значение играет сфера дополнительного образования, которая сегодня не просто “дополняет” основное образование, но и оказывается пространством прорастания персонального образования. Здесь я бы сослался на работы Г. П. Будановой, которая является одним из создателей термина “дополнительное образование” и в настоящее время выдвигает программу перехода к открытому образованию (разумеется, понимая под этим не компьютеры и телекоммуникации, а образование с основой в персонализации и рефлексивности). Именно Г.П. Буданова показала фундаментальность того образования, которое у нас называют дополнительное, а на западе неформальное или иногда даже альтернативное. Основная идея дополнительного образования по Г.П. Будановой состоит в том, что именно здесь ребенок может плодотворно расходовать главный ресурс и сокровище подрастающего человека, ребенка – свободное время .Получается, что эффективное использование ребенком при помощи взрослых своего свободного времени является по факту инвестициями в его персональное будущее и в его будущую образованность. Здесь ценность образования приобретает не только нравственно-духовный, но и непосредственно экономический смысл. Т.е. при рассмотрении правильно организованного образования для именно данного человека как инвестиций в его будущее возможно и необходимо переводить ценность в непосредственную стоимость .С другой стороны, при программировании и организации практики персонального образования необходимо обратить внимание на интенсивно развивающееся в педагогике направление, связанное с осмысленным применением информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время здесь существует огромное количество публикаций, в которых с разных сторон и для разных задач делаются попытки определения образования как персонального .Очень важно, что, помимо собственно образовательного и культурного смысла информационно-коммуникационные технологии выступают средством институализации и реализации финансово-информационной составляющей ценности персонального образования, конкретной образованности конкретного ребенка. Отсюда, результатом персонального образования для личности образующегося является образование как ценность и как собственность, а для общества и государства – как неотчуждаемый, но оцениваемый и измеряемый потенциал образованности каждого человека и отдельных сообществ и категорий населения. Эта фактическая собственность на образование и самообразование позволяет, в определенном смысле, провести аналогию между персональным образованием и персональным компьютером. Разумеется, речь должна идти не о компьютере как индивидуальной вещи, а о персональном компьютере как обозначении системы работы с этой индивидуальной вещью и того практического инструментария всех типов (от стандартного программного обеспечения до собственных программирований и содержательный ресурсов), который фиксирует общую систему деятельности владельца машины. Но это, в любом случае, только аналогия (поверхностная, как и любая аналогия). По существу же представления о персональном образовании как собственности скорее имеет смысл вспомнить и перевести в ультрасовременное средство организации персонального образования античную идею пайдейи (в Древней Греции “пайдейя” означала “культура, образование, воспитание” ).Вернер Йегер, автор фундаментального и ставшего классическим исследования проблемы пайдейи, пишет: “… Понятие Пайдейи меняет у Сократа своё значение. Образование в том смысле, какой придает ему Сократ, становится стремлением к формированию общего мировоззрения. В таком понимании человек оказывается как бы рожденным для Пайдейи, и она остается его единственной истинной собственностью… … Достаточно вспомнить философа Стильпона, одного из представителей школы сократиков, основанной Евклидом в Мегарах. Когда Деметрий Полиоркет после завоевания Мегар хотел оказать Стильпону свою благосклонность и возместить при разгроме дома потери, он предложил философу составить список всего утраченного им имущества и вручить царю. Стильпон остроумно ответил: “Никто не сумел похитить моей Пайдейи”. … Для последователей Сократа высшим богатством, которым может обладать человек, стала Пайдейя – то есть внутренняя жизнь, духовность, культура. В борьбе с угрожающими человеку стихийными силами Пайдейя становится непоколебимым оплотом, позволяющим сохранить духовную свободу” .Таким образом, в персональном образовании у каждого ребенка должна быть своя Пайдейя. Фактически, такая собственная Пайдейя оказывается системой личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают персональную инструментальную или средствиальную систему. Вероятно, такая средствиальная система – собственная Пайдейя – образуется вокруг 1-2 ведущих или опорных сторон каждой конкретной личности. Для конкретного определения структуры и технологии такой системы, разумеется, требуется напряженная проектно-исследовательская работа в течение нескольких лет. Но в принципе очевидно, что персональные средствиальные системы, поддерживаемые правильно используемыми коммуникационными системами (эпистемотека – сетевой учебник – компьютер), являюется “вещным” отражением персонализации. Более того, так понимаемое персональное образование в определенной степени может и должно становиться натуральным объектом авторского права во всех его основных функциях .
| |