Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


9. Персональное образование как собственность

 

Для становления практики персонального образования огромное значение играет сфера дополнительного образования, которая сегодня не просто “дополняет” основное образование, но и оказывается пространством прорастания персонального образования.

Здесь я бы сослался на работы Г. П. Будановой, которая является одним из создателей термина “дополнительное образование” и в настоящее время выдвигает программу перехода к открытому образованию (разумеется, понимая под этим не компьютеры и телекоммуникации, а образование с основой в персонализации и рефлексивности).

Именно Г.П. Буданова показала фундаментальность того образования, которое у нас называют дополнительное, а на западе неформальное или иногда даже альтернативное.

Основная идея дополнительного образования по Г.П. Будановой состоит в том, что именно здесь ребенок может плодотворно расходовать главный ресурс и сокровище подрастающего человека, ребенка – свободное время.

Получается, что эффективное использование ребенком при помощи взрослых своего свободного времени является по факту инвестициями в его персональное будущее и в его будущую образованность.

Здесь ценность образования приобретает не только нравственно-духовный, но и непосредственно экономический смысл. Т.е. при рассмотрении правильно организованного образования для именно данного человека как инвестиций в его будущее возможно и необходимо переводить ценность в непосредственную стоимость.

С другой стороны, при программировании и организации практики персонального образования необходимо обратить внимание на интенсивно развивающееся в педагогике направление, связанное с осмысленным применением информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время здесь существует огромное количество публикаций, в которых с разных сторон и для разных задач делаются попытки определения образования как персонального.

Очень важно, что, помимо собственно образовательного и культурного смысла информационно-коммуникационные технологии выступают средством институализации и реализации финансово-информационной составляющей ценности персонального образования, конкретной образованности конкретного ребенка.

Отсюда, результатом персонального образования для личности образующегося является образование как ценность и как собственность, а для общества и государства – как неотчуждаемый, но оцениваемый и измеряемый потенциал образованности каждого человека и отдельных сообществ и категорий населения.

Эта фактическая собственность на образование и самообразование позволяет, в определенном смысле, провести аналогию между персональным образованием и персональным компьютером. Разумеется, речь должна идти не о компьютере как индивидуальной вещи, а о персональном компьютере как обозначении системы работы с этой индивидуальной вещью и того практического инструментария всех типов (от стандартного программного обеспечения до собственных программирований и содержательный ресурсов), который фиксирует общую систему деятельности владельца машины.

Но это, в любом случае, только аналогия (поверхностная, как и любая аналогия). По существу же представления о персональном образовании как собственности скорее имеет смысл вспомнить и перевести в ультрасовременное средство организации персонального образования античную идею пайдейи (в Древней Греции “пайдейя” означала “культура, образование, воспитание”).

Вернер Йегер, автор фундаментального и ставшего классическим исследования проблемы пайдейи, пишет: “… Понятие Пайдейи меняет у Сократа своё значение. Образование в том смысле, какой придает ему Сократ, становится стремлением к формированию общего мировоззрения. В таком понимании человек оказывается как бы рожденным для Пайдейи, и она остается его единственной истинной собственностью…

… Достаточно вспомнить философа Стильпона, одного из представителей школы сократиков, основанной Евклидом в Мегарах. Когда Деметрий Полиоркет после завоевания Мегар хотел оказать Стильпону свою благосклонность и возместить при разгроме дома потери, он предложил философу составить список всего утраченного им имущества и вручить царю. Стильпон остроумно ответил: “Никто не сумел похитить моей Пайдейи”.

… Для последователей Сократа высшим богатством, которым может обладать человек, стала Пайдейя – то есть внутренняя жизнь, духовность, культура. В борьбе с угрожающими человеку стихийными силами Пайдейя становится непоколебимым оплотом, позволяющим сохранить духовную свободу”.

Таким образом, в персональном образовании у каждого ребенка должна быть своя Пайдейя.

Фактически, такая собственная Пайдейя оказывается системой личностно построенных и присвоенных образовательных средств, способов и техник мышления и деятельности, которые в целом создают персональную инструментальную или средствиальную систему. Вероятно, такая средствиальная система – собственная Пайдейя – образуется вокруг 1-2 ведущих или опорных сторон каждой конкретной личности. Для конкретного определения структуры и технологии такой системы, разумеется, требуется напряженная проектно-исследовательская работа в течение нескольких лет. Но в принципе очевидно, что персональные средствиальные системы, поддерживаемые правильно используемыми коммуникационными системами (эпистемотека – сетевой учебник – компьютер), являюется “вещным” отражением персонализации.

Более того, так понимаемое персональное образование в определенной степени может и должно становиться натуральным объектом авторского права во всех его основных функциях.

 

 

Hosted by uCoz