Практика персонального образования | |
| |
Статью можно обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" | Статью можно скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”, | |
Оглавление
| |
1. Борьба за личность (1)
За последние пятнадцать лет в российском педагогическом самосознании произошел серьезный сдвиг. Утвердилось и стало общераспространенным, что к ребенку надо относиться не как к объекту, а как к субъекту, и что педагогика должна быть личностно-ориентированной. Разумеется, этот сдвиг возник не сам собой, а стал результатом огромных усилий педагогической общественности, воодушевленной многообещающими надеждами первых лет “перестройки”. Тогда, в середине 80-х годов, все объединились для того, чтобы сформулировать и распространить эти две формулы. И сегодня все без исключения ведущие деятели российского образовательного сообщества, несмотря на непримиримую поляризацию своих позиций в области идеологии и технологии, в принципе согласны с этими формулами. По крайней мере, никто не скажет публично, что ребенок в образовании – это исключительно объект, а в педагогике не надо ориентироваться на личность как первооснову. Поскольку я волею судьбы в 1986 году начал, преподавая в школе, участвовать в союзных мероприятиях и публиковаться в центральной печати по проблемам советского образования, работал в 1988 – 1989 гг. ученым секретарем Временного научно-исследовательского коллектива “Школа” под руководством Э.Д. Днепрова, а затем до 2001 года работал в системе Российской академии образования под руководством Ю.В. Громыко, то, так или иначе несу ответственность за пропаганду этих двух формул. А работая в течение полутора лет в Управлении информационных технологий в образовании Министерства образования Российской Федерации мне удалось посмотреть на эту проблему и с точки зрения активно организуемых программ информатизации и интернетизации образования, где лозунг о предоставлении личности уникальных дополнительных возможностей для реализации является идеологическим ядром. В настоящее время, когда мы стоим на грани окончательной деградации и исчезновения не только российского образования как системы, но и России как полноценной страны в целом, необходимо, как мне кажется, пристально разобраться с тем, какая практика, мировоззрение и технологии должны стоять за идеологией субъектности и личностной ориентированности в образовании. Как собственно перейти от идеологии субъектности и личностной ориентированности педагогики – к соответствующей образовательной практике. Разобраться и с тем, кто и как будет в сегодняшних реальных условиях кланово-стайного общества реализовывать принцип личности, ежедневно и ежечасно включая в образование субъектность детей и подростков? Как в условиях фашизации общества (2), когда одичание населения под лозунгами “демократизации” готовится выплеснуться в реванш, бездарный и гнусный, как всякий реванш, за все унижения и тупики безысходности, как в условиях антиличностного социума ставить во главу педагогического угла личность, стоять на принципе личности? Кто готов практически быть личностью и работать с личностями в ситуации, когда личность является абсолютно нездешней реальностью, когда только за декабрь 2001 - январь 2002 годов бытовым образом на улице были убиты академик Глебова в Санкт-Петербурге и в Москве академик Брушлинский, директор центрального академического Института психологии, - два пожилых, абсолютно заслуженных и тихих людей? В ситуации, когда в это же время вместе с женихом убили дочь доктора наук, декана социологического факультета МГУ Добренькова и он нашел в себе мужество написать отчаянное открытое письмо В. Путину о ситуации в стране, где на самом обыденном уровне процветает принцип силы и голого интереса, чистогана, а вовсе не принцип личности? В 1912 году замечательный русский философ Владимир Эрн издал сборник своих работ под названием-кличем “Борьба за Логос”. Убежден, что российское образовательное сообщество должно объединиться сегодня для своего рода “Борьбы за личность” в образовании. Именно на отстаивании принципа личности возможен серьезный анализ ситуации в российском образовании и определении невыдуманных и крайне нужных мер по восстановлению и развитию российского образования. Именно вокруг принципа личности необходима и возможна, уверен, консолидация всех самых полярных сил в образовании. Ну, кто готов драться за личность? | |
(1) Данная работа выполнена в качестве проблемной разработки по заказу Института учебника “Пайдейя” и интернет-портала “Лучшая школа.ру”. Безусловно, данная публикация представляет исключительно личную точку зрения автора. Большое значение для работы имела организация московским комитетом образования (отв. – главный специалист Л.Г. Порошинская) городского семинара московского комитета образования на тему “Подходы к технологиям персонального образования в рамках интеграции базового и дополнительного образования” (01.02.2002 г.). Чрезвычайно важное значение для моей работы имел анализ опыта совместной работы школы “Логос” - школы персонального образования - (учредитель и директор школы О.Г. Мещерякова) и Института учебника “Пайдейя” (директор – Б.В. Крупнов), а также работа школ “Надежда” и “Бет Егудит”. Особая благодарность зам. директора Института учебника “Пайдейя” и проектному консультанту школы “Логос” П.В. Карпову, в настоящее время также руководителю программы “Персональное образование”. (2) Разумеется, фашизация вскармливается не там, где нравится искать нашим ленивым политиканам, не в лоне выдуманного “русского фашизма”, а в среде замыслов “победить” и стать полными господами внутри буквально каждого финансово-информационно-боевого клана. | |
|