Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


1. Борьба за личность (1)

 

За последние пятнадцать лет в российском педагогическом самосознании произошел серьезный сдвиг.

Утвердилось и стало общераспространенным, что к ребенку надо относиться не как к объекту, а как к субъекту, и что педагогика должна быть личностно-ориентированной.

Разумеется, этот сдвиг возник не сам собой, а стал результатом огромных усилий педагогической общественности, воодушевленной многообещающими надеждами первых лет “перестройки”.

Тогда, в середине 80-х годов, все объединились для того, чтобы сформулировать и распространить эти две формулы.

И сегодня все без исключения ведущие деятели российского образовательного сообщества, несмотря на непримиримую поляризацию своих позиций в области идеологии и технологии, в принципе согласны с этими формулами. По крайней мере, никто не скажет публично, что ребенок в образовании – это исключительно объект, а в педагогике не надо ориентироваться на личность как первооснову.

Поскольку я волею судьбы в 1986 году начал, преподавая в школе, участвовать в союзных мероприятиях и публиковаться в центральной печати по проблемам советского образования, работал в 1988 – 1989 гг. ученым секретарем Временного научно-исследовательского коллектива “Школа” под руководством Э.Д. Днепрова, а затем до 2001 года работал в системе Российской академии образования под руководством Ю.В. Громыко, то, так или иначе несу ответственность за пропаганду этих двух формул. А работая в течение полутора лет в Управлении информационных технологий в образовании Министерства образования Российской Федерации мне удалось посмотреть на эту проблему и с точки зрения активно организуемых программ информатизации и интернетизации образования, где лозунг о предоставлении личности уникальных дополнительных возможностей для реализации является идеологическим ядром.

В настоящее время, когда мы стоим на грани окончательной деградации и исчезновения не только российского образования как системы, но и России как полноценной страны в целом, необходимо, как мне кажется, пристально разобраться с тем, какая практика, мировоззрение и технологии должны стоять за идеологией субъектности и личностной ориентированности в образовании. Как собственно перейти от идеологии субъектности и личностной ориентированности педагогики – к соответствующей образовательной практике.

Разобраться и с тем, кто и как будет в сегодняшних реальных условиях кланово-стайного общества реализовывать принцип личности, ежедневно и ежечасно включая в образование субъектность детей и подростков?

Как в условиях фашизации общества (2), когда одичание населения под лозунгами “демократизации” готовится выплеснуться в реванш, бездарный и гнусный, как всякий реванш, за все унижения и тупики безысходности, как в условиях антиличностного социума ставить во главу педагогического угла личность, стоять на принципе личности?

Кто готов практически быть личностью и работать с личностями в ситуации, когда личность является абсолютно нездешней реальностью, когда только за декабрь 2001 - январь 2002 годов бытовым образом на улице были убиты академик Глебова в Санкт-Петербурге и в Москве академик Брушлинский, директор центрального академического Института психологии, - два пожилых, абсолютно заслуженных и тихих людей? В ситуации, когда в это же время вместе с женихом убили дочь доктора наук, декана социологического факультета МГУ Добренькова и он нашел в себе мужество написать отчаянное открытое письмо В. Путину о ситуации в стране, где на самом обыденном уровне процветает принцип силы и голого интереса, чистогана, а вовсе не принцип личности?

В 1912 году замечательный русский философ Владимир Эрн издал сборник своих работ под названием-кличем “Борьба за Логос”. Убежден, что российское образовательное сообщество должно объединиться сегодня для своего рода “Борьбы за личность” в образовании. Именно на отстаивании принципа личности возможен серьезный анализ ситуации в российском образовании и определении невыдуманных и крайне нужных мер по восстановлению и развитию российского образования.

Именно вокруг принципа личности необходима и возможна, уверен, консолидация всех самых полярных сил в образовании.

Ну, кто готов драться за личность?

 

(1) Данная работа выполнена в качестве проблемной разработки по заказу Института учебника “Пайдейя” и интернет-портала “Лучшая школа.ру”. Безусловно, данная публикация представляет исключительно личную точку зрения автора. Большое значение для работы имела организация московским комитетом образования (отв. – главный специалист Л.Г. Порошинская) городского семинара московского комитета образования на тему “Подходы к технологиям персонального образования в рамках интеграции базового и дополнительного образования” (01.02.2002 г.). Чрезвычайно важное значение для моей работы имел анализ опыта совместной работы школы “Логос” - школы персонального образования - (учредитель и директор школы О.Г. Мещерякова) и Института учебника “Пайдейя” (директор – Б.В. Крупнов), а также работа школ “Надежда” и “Бет Егудит”. Особая благодарность зам. директора Института учебника “Пайдейя” и проектному консультанту школы “Логос” П.В. Карпову, в настоящее время также руководителю программы “Персональное образование”.

(2) Разумеется, фашизация вскармливается не там, где нравится искать нашим ленивым политиканам, не в лоне выдуманного “русского фашизма”, а в среде замыслов “победить” и стать полными господами внутри буквально каждого финансово-информационно-боевого клана.

 
<<<                >>>
Hosted by uCoz