Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
6. Персонализация
Откуда и как возникает персональность? Через волевые устремления личности на преобразование мира и реализацию себя в мире. Совокупность таких устремлений я вижу как процессы персонализации, т.е. проявления и овнешнения личности через произведения духа, которые получены в сотрудничестве с другими личностями. Да, персонализация производит персональность как определенные “вещи” и поэтому всегда имеет в работе дело с частными способами бытия личности – но хоть с чем-то имеет, с тем, с чем вообще хоть как-то можно работать, вокруг чего можно организовывать совместную работу ученика и учителя. Спорить с необходимость выделения и наличия персональности, этой, безусловно, частной стороны невыразимой личности – то же самое, что и спорить с необходимостью предметности в любом деле и практике. Но персонализация как процесс и предполагает через выдвижения личностью стратегий, их реализации в поступках и действиях, через рефлексию собственных средств мышления и деятельности неоднократное обращение к своим продуктам, обогащение их и переработку. Ведь назначение персонализации на деле состоит не в самом производстве персональностей, а в реализации личности посредством этих множественных персональностей. Образование, в котором систематически работают с персональностью, возможно называть персональным или персоналистским, как его называл один из ярких представителей западного персонализма Эммануэль Мунье (глава “Принципы персоналистского воспитания ( Principes d'une йducation personnaliste)”.Образование согласно Эммануэлю Мунье должно стать персоналистским, так как миссия образования “не в том, чтобы лепить сознательных граждан, славных патриотов, маленьких фашистов, коммунистов или светских людей. Его миссия состоит в том, чтобы пробудить в человеке личность, чтобы он был способен вступать в жизнь и действовать как личность” .Процессом, который определяет вектор работы в практике персонального образования как раз и является персонализация. Персонализация по Мунье – это также и буквально содействие “наступлению эры личностей” .Мне также представляется достаточно близким формулировка понятия персонального образования как разработка “персональных путей реализации личностного потенциала каждого в образовании” .Как одновременно обучать всех не просто по-разному, а персонально, т.е. простраивая персональный путь, собственный процесс персонализации? Конечно, в лучших школах России и мира уже есть отдельный опыт того, как это примерно можно делать. Таких школ я могу перечислить не менее десятка и их опыт должен быть тщательно проанализирован в рамках реализации программы “Персональное образование”. Но это, конечно, не заменит разработку принципального проекта практики персонального образования и его реализации в качестве сетевой экспериментальной площадки. В качестве первой версии того, через что можно персонализировать образование личности и, тем самым, строить процессы персонализации, предлагаем следующий перечень персонализаций:
Инструментальных систем и “контента” (кастомизация содерж образования в виде учебного материала и пособий, программного обеспечения) Услуг, в том числе информационных - кастомизация и персональный маркетинг технического и телекоммуникационного обеспечения, персонализация связи (образовательная “вертушка”) Отношений, ансамбля отношений (католическая линия на личность как отношения) и институализации мировоззрения, мировидения - выход на мироразвитие и мировидение
| |