Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
5. Персональность как предмет педагогической работы
Личность невозможно и ненужно развивать. Тем более, недопустимо использовать личность, превращать личность в объект и предмет манипуляции или иных, даже с самыми благородными намерениями, воздействий. И в этом центральная проблема личностно-ориентированной педагогики. На личность принципиально нельзя воздействовать. Но как тогда педагогу работать с личностью? Ведь для педагога как предельно преобразовательной и практической позиции должен существовать предмет систематической и целенаправленной работы, предмет, допускающий организацию и нормирование, даже измерения? С моей точки зрения, здесь нам и становится необходимым представление о персональности как обозначение того межличностного пространства, в котором возможны педагогического воздействия и преобразования, включая и самопреобразование. (12) В дополнение к чрезвычайно важному различению личность – индивид необходимо различать личность - и персону (persona – в латинском языке, в древнегреческом - Proswpon) . Этимологи и историки спорят о происхождении слова “персона” и о его связи с древнегреческим “просопон”.(13) Для моей задачи эти лингвистические и культурологические различия (сами по себе чрезвычайно важные!) пока не представляются решающими. Поэтому я хотел бы здесь представить свою версию перспективного, надеюсь, использования, смысла пары “персона-просопон” как маски в педагогических целых организации практики персонального образования. Нередко отношение к словам персона-просопон крайне негативное, поскольку утверждается, что эти слова обозначают всего лишь скрывающую личность или просто лицемерную наружность, личину, роль-симуляцию. Нам кажется, что отмечая эти безусловные смыслы, гораздо продуктивнее было бы, анализирую педагогический опыт, увидеть возможность посмотреть на смысл этой “наружности” как того, в чем проявляется и является личность. Но сначала обратимся к суждениям знающих в области филологии и философии людей. А.Ф. Лосев отмечал: “Просопон”. Что это такое? “Прос” — приставка, указывающая на направление к чему-то; “on” — тот же корень, что и в слове “оптический”, то, что “видно”. “Просопон” — то, что бросается в глаза, что видно глазами, то, что имеет вид, наружность. Почему нельзя этот термин переводить как личность? Потому что одному человеку свойственно несколько таких “просопонов”. У Гомера читаем, что Аякс, смеясь, наводил своими “просопонами” ужас на окружающих. Значит, не личность? Личность-то у него одна! А что в таком случае “просопон”? Либо выражение лица, либо просто наружность. И позднее во всей литературе слово “просопон” имеет значение “наружность”. Пиндар (V в. до н. э.) употребляет слово “просопон”, когда рисует блеск наружный, внешний вид. Только у Демосфера, а это не ранее IV в. до н. э., я нахожу “просопон” в значении маски. Маска божества делает того, кто ее носит, самим этим божеством. Это уже ближе к понятию личности, но тоже еще только внешняя ее сторона. В позднейшей литературе уже говорят не о маске, а об актере, играющем роль; его называют “просопон”, то есть действующее лицо. Затем, в I в. до н. э., я нахожу понимание термина “просопон” как вообще литературного героя. Собственно говоря, до христианской литературы не встретишь “просопон” в собственном смысле слова как личность”. (14) Иоанн Зизиулус в своей работе “Личность и бытие” также чрезвычайно полно и наглядно демонстрирует первичный чрезвычайно ограниченный и “неличностный” смысл слова “просопон”: Место человека в этом едином мире гармонии и разума является темой древнегреческой трагедии. И именно здесь, в этом контексте (совпадение?), появляется и входит в языковое употребление термин “личность” (prosopon). Конечно, нельзя сказать, что это слово отсутствовало в древнегреческом лексиконе за пределами театральной жизни. Сначала оно обозначало ту часть головы, которая “ниже черепа”. [13 См. Аристотель, История животных, I. VIII, 491b; Гомер, Илиада, E24, H212 и др.] Это его “анатомическое” значение. [14 Понятие о личности, как пребывающей в отношении или связи, могдо бы быть выдвинуто в качестве изначального на основе этимологического анализа слова. Однако древнегреческие тексты не дают к этому повода. Поэтому была сделана попытка проследить этимологию слова путем строго анатомического анализа: например, часть, обозначаемая глазами (to pros tois opsi meros). См. H.Stephanus, Thesaurus Graecae Linguae VI, col.2048.] Но как и почему это значение так быстро стало отождествляться с маской (prosopeion), которую используют в театре? [15 Такое употребление термина “просопон” можно найти уже у Аристотеля (ta tragika prosopa — Проблемы, XXXI, 7, 958a, 17). См. также у Платона Комика, фр.142. Это привело к тому, что термин стал использоваться не только для обозначения физической маски, но также и театральной роли актера: “Есть три ведущие prosopa, как в комедиях: клеветник; тот, на кого клевещут; и тот, кто слышит клеветника” (Лукиан, Клеветник, 6). Таким образом, термин prosopon стал полностью отождествляться с термином prosopeion как синоним (См. Иосифа Флавия, Иудейская война, IV, 156; ср. Теофраст, Характеры, VI, 6).] Какова связь между маской актера и человеческой личностью? Не в том ли она, что маска просто некоторым образом напоминает о реальной личности? [16 Об этой интерпретации см.,например: S.Schlossman, Persona und Prosopon im Recht und im christlichen Dogma (1966), p.37.] Или возможны более глубокие соображения относительно того, что связывает эти два значения слова “личность”? В театре — и в трагедии особенно — в драматической форме разворачивается конфликт между человеческой свободой и рациональной необходимостью единого, гармонического мира, каким его понимали древние греки. Именно в театральном представлении человек стремится стать “личностью”, восстать против этого гармонического единства, которое подавляет его своей рациональной и моральной необходимостью. [17 В искусстве трагедия как раз и есть “ответ человека — этой вселенной, что так безжалостно давит на него. Судьба сурово нависла над ним; его ответ — сидеть и приукрашивать ее, пока она медлит” F.L.Lucas, Tragedy (1957), p.78.] Здесь он вступает в борьбу с богами и с собственной судьбой, здесь он совершает преступления и грехи, но здесь же он постоянно убеждается — в соответствии с неизменным принципом античной трагедии, — что ему не удастся ни избежать своей конечной судьбы, ни безнаказанно “дерзить” (hubris) богам, ни грешить без последствий. Так он трагическим образом подтверждает представление, типическое выражение которого мы находим в Законах Платона, согласно которому не мир существует ради человека, но человек существует ради него. [18 —-цитата из Законов-— (Платон, Законы, X, 903 c-d). Это утверждение резко контрастирует с библейским и патристическим представлением о том, что человек сотворен после того, как мир был приведен к бытию именно ради человека. Существует внутренняя связь между принципом, согласно которому в отнологии решающее значение имеет целостность и тотальность (частное существует ради целого, а поэтому и человек существует ради космоса), и необходимостью, которая встроена греческой мыслью в онтологию посредством идеи “логоса” и идеи природы, о чем мы здесь говорили. “Никакая частная вещь, даже наималейшая, не может существовать иначе, как только в соответствии с общей природой и разумом (logos)”, — пишет Плутарх, цитируя и комментируя стоика Хрисиппа (J. ab Armin, Op.cit., II, 937). Характерно, что сам Плутарх понимает это в смысле “судьбы” (Ibid.). Природа, логос и рок — взаимосвязаны; существование, основанное на этих онтологических принципах, неизбежно определяется необходимостью.] Свобода человека ограничена, или, скорее, для него не существует свободы, поскольку “ограниченная свобода” — терминологическое противоречие. Следовательно, его “личность” — не что иное, как маска, нечто, не имеющее никакого отношения к его истинной “ипостаси”, нечто, лишенное онтологического содержания”. Но крайне значимо, что далее, Иоанн Зизиулус подчеркивает и другой смысл слова “просопон” и самого значения “маски”. “Это один из аспектов, одно из значений термина “просопон”. Но наряду с ним существует и иное значение, связанное с тем фактом, что благодаря этой маске человек — актер, но также и зритель — обретает некоторое ощущение свободы, некую особую “ипостась”, некую идентичность, в которой ему отказывает рациональная и моральная гармония мира. Конечно, тот же человек благодаря той же маске испытывает также и горечь последствий своего бунта! Но маска позволила ему стать личностью, пусть на короткое время, и дала ему возможность понять, что значит существовать в качестве свободного, уникального, неповторимого существа. Маска не лишена связи с личностью, но эта связь трагична”. Западный смысл термина “персона” и западно-греческий смысл термина “просопон” чрезвычайно подходит, с моей точки зрения, для того, чтобы обозначать межличностное пространство абсолютно разных и несводимых друг к другу личностей, в котором только и существует возможность работать с педагогической позиции. Именно это овнешненность и социальная вещность смысла персоны-просопон (15) представляет значительный интерес для организации образовательного процесса на принципе личности. С одной стороны, мы можем с персональностью работать, преобразовывать и самопреобразовывать её. С другой стороны, мы всегда можем удерживать в сознании и понимать, что имеем дело не более (но и не менее!) чем со знаком личности, с указанием на неё, с языковой и интенциональной организацией другого сознания на личность. Главное в персональности как предмете, с моей точки зрения, оказывается обязательное наличие статусности и статуса (к примеру, как это представлено в известных дипломатических терминах “персона грата” или “персона нон грата”), т.е. комплексная институализация личности. (16) Здесь полезно указание психолога И.С. Кона на то, что “сам термин "персона" в средневековой латыни крайне многозначен: он обозначал и театральную маску, и индивидуальные свойства человека, и его душу, но особенно его социальную ценность, положение, ранг ("персона короля"). Характерно, что глаголы dispersonare и depersonare обозначали в средние века не абстрактное "обезличивание" и не психическое расстройство ("деперсонализация" современной психиатрии), а потерю чести (сравни выражение "потерять лицо"), причем не в морально-психологическом, а в социальном смысле - как реальную утрату своего места, статуса в феодальной иерархии”. (17) Это выводит нас в социо-культурно-антропологическое пространство, где персональность позволяет относиться ко всем сторонам и проявлениям личности, то, что можно выделять в качестве контролируемого и, одновременно, обозначающего важнейшее указание на форму личности Выдающийся русский филолог и философ Михаил Михайлович Бахтин, ныне очень (как и Л.С. Выготский) модный на Западе, писал: “… Подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, "заочно". Правда о человеке в чужих устах, не обращенная к нему диалогически, т.е. заочная правда, становится унижающей и умертвляющей его ложью”. (18) В этом проблема. Но нельзя недооценивать и само “вещное бытие”, которое образуется исторически в результате волевых усилий самой личности. Именно такое “вещное бытие” и составляет персональность. Персональность – это поле выражения и проявления личности, то, что познаваемо и отчуждаемо, в отличие от личности, которая “потаенна и неотчуждаема, она апофатична и незрима, к ней никто не может прикоснуться”. (19) Персональность позволяет своего рода частично, очень условно, но всё-таки перевести личность как бесконечный принцип в “вещь”, которую можно описывать и с которой можно работать. То есть, если хотите, сделать некий кунштюк, фокус, в целях реализации педагогических целей. С одной стороны, личность не вещь и не может рассматриваться в качестве вещи. Не случайно, что именно книга под названием "Личность и вещь" ("Person und Sache") немецкого психолога Вильяма Штерна выступила в начале века наравне с работой француза Шарль Ренувье "Персонализм" (1901) в качестве отправной точки для возрождения западного и российского персонализма. Совершенно определенно формулировал эту оппозицию М.М. Бахтин: “Познание вещи и познание личности. Их необходимо охарактеризовать как пределы: чистая мертвая вещь, имеющая только внешность, существующая только для другого и могущая быть раскрытой вся сплошь и до конца односторонним актом этого другого (познающего). Такая вещь, лишенная собственного неотчуждаемого и непотребляемого нутра, может быть только предметом практической заинтересованности. Второй предел – мысль о Боге в присутствии Бога, диалог, вопрошание, молитва. Необходимость свободного самооткровения личности. Здесь есть внутреннее ядро, которое нельзя поглотить, потребить, где сохраняется всегда дистанция, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие; открываясь для другого, она всегда остается и для себя… Сложность двустороннего акта познания-проникновения. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). Умение познать и умение выразить себя. Мы имеем здесь дело с выражением и познанием (пониманием) выражения. Сложная диалектика внешнего и внутреннего. Личность имеет не только среду и окружение, но и собственный кругозор. Взаимодействие кругозора познающего и кругозора познаваемого. Элементы выражения (тело, не как мертвая вещность, лицо, глаза и т.п.), в них скрещиваются и сочетаются два сознания... … Различные пласты души в разной мере поддаются овнешнению. Неовнешняемое художественное ядро души (я для себя). Встречная активность познаваемого предмета. Философия выражения. Выражение как поле встречи двух сознаний. Диалогичность понимания.”. (20) Да, с личностью и сознанием невозможно работать как с объектами и вещами. Но, с другой стороны, для реализации педагогической позиции надо найти такие объекты и вещи, которые в максимальной степени представляют, репрезентируют личность, более того, трансформация и изменение которых является по существу средством большего выявления и проявления личности, обретения личностью своей собственной формы. По существу речь может идти о специально организуемом пространстве коммуникации, получающем статус персональности. (21) Но что, опять же возникает вопрос, что же делать с этими недопускающими овеществление материей личностей и личностно-организованных сознаний? “Только диалогически общаться!” - так отвечал на этот вопрос М. М. Бахтин ("Чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи, (22) - с ними можно только диалогически общаться"). (23) Это “сочетание сознаний”, позволяющее “диалогически общаться” образуют, с моей точки зрения, особое “пространство” - пространственную форму личности - как одновременное совместное буквальное понимание и видение – совидение - общей идеи с принципиально разных и несводимых позиций абсолютно нетождественных и различных личностей. В греко-латино-российской традиции такое со-видение обозначается терминами – сюнэйдезис, консциенция, совесть-сознание. (24) Когда мы сознательно, в педагогических целях и с педагогической позиции выделяем персональность, как то, с чем и через что можно работать с личностью, то уже не кажутся перспективными как общая критика персонализма со стороны идеологов Русской православной церкви (того же дьякона отца А. Кураева (25)), так и остроумные высказывания типа карсавинского “который увидел большое несчастье для западного метафизика в том, "что ему приходится строить учение о личности, исходя из понятия "хари" (persona)”. (26) Персональность и персонализм оказываются определенным выходом для реализации принципа личности. | |
(12) В философских, социологических и психологических работах это пространство нередко характеризуют как интерсубъективное или интерперсональное пространство. (13) MARIO GIANNITRAPANI. Proswpon, Fersu, persona. Fer, l'Uomo come maschera (seconda parte). - http://www.controluce.it/giornali/a08n10/pros.htm (14) А.Ф. Лосев. ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ ОБ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ (15) Очень важно для проблемы персональности описание Иоанна Зизиулуса еще более политической и овнешненной, еще более социологической стороны в римском слове “персона”: “… Можно утверждать, что, по крайней мере, первоначально, римское употребление этого термина существенно не отличалось от греческого. В своих антропологических коннотациях римская “персона” ближе к идее конкретной индивидуальности, чем ее греческий эквивалент, [22 Этот оттенок конкретной индивидуальности впервые появляется у Цицерона (De amicit., I, 4; Ab. Att., VIII, 12; De or., II, 145 etc.). Однако он употребляет слово “персона” также и в значении роли (театральной, социальной и т.п.).] но в социологическом и позднее [23 Или, скорее, после II в. по Р.Х. См. S.Schlossman, Op.Cit., p.119ff. О коллективном смысле термина “персона” см. у Цицерона: “est... proprium munus magistratus intelligere se gerere personam civitatis” (Off., I, 124).] в правовом значении она никогда не переставала выражать греческие prosopon или prosopeion в смысле, производном от театральной роли: persona есть роль, которую человек исполняет в социальных или правовых взаимоотношениях, моральное или “юридическое” лицо, которое — ни коллективно, ни индивидуально — не имеет отношения к онтологии личности.Это понимание личности существенным образом связано с концепцией человека в античном Риме. Римскую мысль, в основном обращенную к проблемам организационного и социального порядка, интересовала не отнология, не бытие человека, но его связи с другими, его способность создавать ассоциации, входить в контакты с другими людьми, учреждать “коллегии” ( collegia), организовывать человеческую жизнь в государство. Поэтому, повторим еще раз, личность не имеет здесь онтологического содержания. Это некое дополнение к конкретному онтологическому существу, нечто, позволяющее одному и тому же человеку — ни в коей мере не нарушая римской ментальности — исполнять более одной prosopa, играть несколько разных ролей. В этой ситуации свобода и феномен неожиданного также остаются чуждыми понятию о личности. О свободе можно говорить применительно к группам или же, в конечном счете, к государству, которое есть организованная целостность человеческих взаимоотношений, также имеющая свои границы. Однако, подобно греческим prosopon или prosopeion, римская persona в одно и то же время выражает как отрицание, так и утверждение человеческой свободы: как “персона” человек подчиняет свою свободу организованному целому, но одновременно убеждается в существовании путей и самой возможности ощутить свободу, утвердить свою идентичность. Эта идентичность — существенный компонент в концепции человека, то, что отличает одного человека от другого, делает его тем, кто он есть, — гарантируется и обеспечивается государством или иным организованным целым. Даже если власть государства поставлена под вопрос и человек восстает против нее, даже если ему удается избежать наказания за свой hubris — даже и тогда человек будет искать какую-либо юридическую или политическую силу, какую-либо концепцию государства с тем, чтобы обеспечить себе новую идентичность, утвердить свою “самостность”. Политизация современного человека, стремительное развитие социологии в нашу эпоху не могут быть поняты без обращения к римскому понятию “персоны”. Речь идет о подавляюще западной ментальности, свойственной нашей цивилизации, о сращении “персоны” с prosopeion — “маской” древних греков.Таково понимание идеи личности, которое сложилось в древнем греко-римском мире. Слава и величие этого мира состоит в том, что он указал человеку на то измерение его существования, которое можно назвать личностным. Слабость же его заключается в том, что в рамках своих космологических представлений он не мог дать этому измерению онтологического обоснования. Prosopeion и persona лишь наметили путь к личности. Но они осознанно воспринимались — а именно этого требовало представление о самодостоверной космической и государственной гармонии — как напоминание о том, что это личностное измерение неотождествимо и никогда не должно быть отождествляемо с сущностью вещей, с подлинным бытием человека. Другие, не имеющие отношения к личности силы притязали на то, чтобы быть онтологическим содержанием человеческого существования”. - Иоанн Зизиулас, митрополит Пергамский. ЛИЧНОСТЬ И БЫТИЕ. http://ibif.nm.ru/translations/ziziulas.htm. (16) Большое значение для анализа институализации личности имеют работы французского социолога и философа Пьера Бурдье, который ввел понятия габитуса и символического капитала. (17) И. Кон И.С. ОТКРЫТИЕ "Я". Историко-психологический этюд. – В журнале “Новый мир”, 1977, № 8. (18) Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982, стр. 255 – 256. (19) Кураев А. Христианская мысль перед тайной личности (20) Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. – в “Собрание сочинений в семи томах”, М., “Русские словари”, 1997, т.5., стр. 7 - 9. (21) Разумеется, необходимо понимать, что здесь возникают заново вопросы о языке и речи, о внутренней форме языка (В. Гумбольдт), о произведениях и проектности сознания. Эти вопросы в данном контексте требуют отдельного обсуждения и долгосрочной программы разработок и исследований. |