Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
16. Новая российская школа
Образование личности – вот та миссия, то призвание, в ответ на которые необходимо и возможно проектировать и строить новую российскую школу. Именно от школы сегодня зависит то, какой тип поколенческого программирования мы будем осуществлять, какое реально поколение и какая реальная элита получится: поколение личностей или Generation ЭгоистИ позволит это сделать последовательная реализация выдающегося и уникального завоевания советско-российской педагогики – деятельностного подхода. Деятельностный подход является буквально сквозным подходом, который пронизывает всю историю теории и практики российской педагогической мысли. В середине 19-го века основателем педагогической антропологии К.Д. Ушинским была сформулирована идея свободной деятельности как основания образования: “… Свободная, излюбленная деятельность одна способна удовлетворить требованию души человеческой и дать ей тот мир, которого она так жадно ищет…”. В советское время глава Московского методологического кружка, автор идеи мыследеятельности и создатель метода ОДИ (организационно-деятельностной игры), главный автор и организатор написания книги “Педагогика и логика” Г.П. Щедровицкий и создатель теории и практики развивающего образования В.В. Давыдов, автор “Видов обобщения в обучении” на разных основаниях заложили фундамент деятельностного подхода в образовании. На сегодняшний день в мире нет ничего технологически равномощного деятельностного подхода советско-российского производства. Реализация принципа личности средствами деятельностного подхода – таковой мне видится формула новой российской школы как системы и как единой сферы. Именно поэтому для меня новая российская школа – школа персонального образования. Школа персонального образования не может существовать в общественной системе и цивилизации, которые являются неличностными и невостребующими персонального образования. Отсюда важнейшая задача персонального образования – способствовать строительству персоналистской цивилизации (см. ниже). Только такая задача, с моей точки зрения, позволит российскому образованию не скатиться окончательно в новозастойное болото и не стать безысходно провинциальным. Вообще сегодняшняя жизнерадостная примитивизация и провинциализация российского образования не просто глупа и преступна, но еще и смешна. “Задрав штаны, бежать за комсомолом” ряда людей с невежественными лозунгами – разве это не смешно? Оказаться сапожниками без сапог в сфере образования в стране Ушинского и Давыдова – разве это не смешно?! Впрочем, нет, это не смешно – это пошло.
|