Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
5. Множественная персональность
Выделяя межличностное пространство как пространство персональности я стремлюсь найти поле, в котором была бы возможна “позитивная” и инженерная работа без уничтожения или редукции принципа личности. Другими словами, требуется понятие, которое могло бы характеризовать личность через её произведения и проявления. Такая работа, вероятно, и подходит больше всего к тому, что называется гуманитарностью. Очень интересно описывает способы гуманитарной работы на основе принципа личности выдающийся филолог и философ М.М. Бахтин. Прежде всего, он кардинально выделяет гуманитарный объект (например, замысел художественного произведения) от типичного объекта в естественных науках. В ситуации работы с гуманитарным объектом по мысли М.М. Бахтина чаще всего еще неизвестно, кто кого познает: “познающий субъект” изучаемый “объект” или гуманитарный объект познает, и рассматривает и выявляет сам этот претендующий на субъектность “субъект”. Тем более необходимо противопоставлять традиционные объекты – и личность. Личность, с его точки зрения, можно исключительно понимать в её диалоге с другой личностью, её нельзя раскрыть ни как объект безучастного объективного анализа, ни путем вчувствования в неё. Отсюда подлинная жизнь личности совершается в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, т.е. принцип личности реализуется как бы в точке несовпадения человека с самим собой. Именно в диалоге происходит реализация личности, что создает общностное основание для проявления личности. Диалог определяет полифонию многих личностей и одновременно саму возможность личностной реализации. Выделяя пространство диалога и проявления полифонии, М.М. Бахтин, с нашей точки зрения, обсуждает и описывает интересующее нас пространство интерперсональности и необходимость новых форм и методов работы по адекватному описанию и изображению проявлений личности без утери самой личности, без превращения её в объект, без овеществления личности. Приведем наиболее наглядные высказывания самого М.М. Бахтина: “Личность не умирает… … Личность не объект, а другой субъект. Изображение личности требует прежде всего радикального изменения позиции изображающего автора – обращенности к “ты”. Не подметить новые объектные черты, а изменить самый художественный подход к изображаемому человеку…”. “Диалогические отношения предполагают общность предмета интенции (направленности)”. “Литература создает совершенно специфические образы людей, где “я” и “другой” сочетаются особым и неповторимым образом: “я” в форме “другого” и “другой” в форме “я”. Это не понятие человека (как вещи, явления), а образ человека, а образ человека не может быть безотносительным к форме его существования (т.е. к “я” и “другой”). Поэтому полное овеществление образа человека, пока он остается образом, невозможно. Но, давая “объективный” социологический (или иной научный) анализ этого образа, мы превращаем его в понятие, ставим его вне соотношения “я” - “другой” и овеществляем его”. Для серьезного продвижения в этой проблеме необходимо проводить целевые разработки и исследования в области организации неразрушающих принцип личности объективаций и описаний, особенно проектной объективации и экстериоризации. Здесь же только хочу предложить для обсуждения идею множественной персональности как обозначения различных личностных проявлений и объективаций, которые допускают педагогическую и антропотехническую работу с ними. Множественная персональность предполагает, с одной стороны, что существенных личностных проявлений и откликов может быть много и, следовательно, личность может себя отстраивать и реализовывать по нескольким направлениям персонализации одновременно, а, с другой стороны, что в соорганизации этих персональностей собственно и обнаруживается личность (как мне кажется, это и имел в виду К.Г. Юнг под трансцендентной функцией и именно это обозначается в западной философской традиции трансцендентализма). Множественная персональность, возможно, позволит технологизировать работу в межличностном или интерперсональном пространстве в образовании. Как организована эта работа – предмет дальнейшей проработки. Здесь же подчеркну, что в современной социологии, психологии, антропологии, семиотике, философии и методологии разработаны на огромном массиве качественно разнообразного материала важнейшие обобщения и понятия, которые крайне важны для разработки практики персонального образования вокруг идеи множественной персональности. Это и понятие символического капитала и габитуса (от лат. habitus - свойство, состояние, положение) французского социолога и философа Пьера Бурдье, и объективации, и экстериоризации, и ритуализации, визуализаци, это, наконец, и требующее восстановления в правах и анализа кантовского понятия трансцендентальной апперцепции. Итак, множественная персональность (персонность?) – предполагает систематическую деятельность и мышление личности по многим направлениям одновременно и, соотвественно, множественную персонализацию как процесса выявления через соответствующие ситуации персоннальностей (персонностей) и перевод их в предмет совместной работы. Выделение персональности как общего предмета работы, как того, что допускает овеществление совершенно не отрицает, наоборот, с необходимостью требует, двух других сторон личности: разотождествления и позиционности. Разотождествление – это обнаружение себя личностью через отличение и разотождествление себя с другой личностью, с другим. Позиционность – это основание конкретной персональности, которая становится предметом работы. Позиционность организует связь между персональностью и личностью, поскольку только наличие позиции дает возможность воспроизводить и удерживать персональность как одновременно овеществляемое, допускающее овеществление, так и указывающее на абсолютно неовеществляемое – личность. Принципиальной же технологической особенностью педагогической работы с множественной персональности является задача обеспечения рефлексивной сборки (или рефлексивной кооперации и интеграции) данной множественности. Именно в такой самосборке, вероятно, происходит перевод активности сознания в собственное содержание, благодаря чему восстанавливается, воспроизводится и реализуется личность, достигается личностная целостность и полнота.
|
|