Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


14. Метод личных образовательных программ

 

Персональное образование технологически строится на основе метода личных образовательных программ как стратегических задач овладения собственным образованием или, как я обозначал это выше, созидания своей собственной Пайдейи.

Подобное программирование непосредственно начинается с организации ситуации вопрошания или иного типа работы с бескорыстным интересом ребенка и его различными откликами на специально создаваемые межличностные ситуации.

Через организацию рефлексивно-аналитических пространств выявления средств организации ребенком собственного образовательного продвижения важнейшим элементом разработки ЛОП является выделение сильных сторон личности ребенка и переведение их в приоритетные направления его персонализации.

ЛОП возникает как последовательное проведение принципа личности в образовании, поскольку в этом случае невозможно приспосабливать личность ребенка к имеющимся у нас в наличии программам или даже образовательным системам, необходимо совместно с личностью ребенка выстраивать лично для него и под его образовательное и общее движение особую образовательную программу.

Вместо приспособления ребенка к образовательным программам в персональном образовании требуется выстраивать нужную и самую необходимую для конкретного ребенка программу.

Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы культуру и историю, обратно, приспосабливать к ребенку, вообще подстраиваться под ребенка, вставать вровень с ребенком в культурном и социально-возрастном пространстве (как, к сожалению, это получается в педоцентризме и педагогике сотрудничества). Нет, при абсолютном уважении к личности ребенка необходимо ответственно, с позиции реальной культуры и истории вводить ребенка в реальное присвоение этих высших способов и техник мышления и деятельности и перевода их в персональные образовательные и жизненные средства.

Выстраивание персональной формы продвижения человека должно в обязательном порядке исходить из задачи наращивания его мышления и сознания, которые могут происходить преимущественно в общественной формы.

Фактически, для конкретного ребенка или подростка ЛОП является формой выращивание вокруг него и по поводу его продвижения персонализированного детско-взрослого образовательного сообщества

ЛОП также может выступать технологической основой неотчуждаемого права ребенка быть субъектом своего образования и самообразования. Здесь очень важно относиться к результатам работы А.В. Баранникова, который последовательно развивает идеи самообразования как не добавки, реализуемой во внешкольном пространстве, а основы общего образования.

Личная образовательная программа нужна для организации процессов персонализации, поэтому в ней должны быть прописаны направления и этапы персонализации, план. Хотя, конечно, понятно, что такие программы должны быть рассчитаны на долгие годы и не могут согласовываться исключительно со ступенями образования. В целом, технология программирования должна еще разрабатываться, в частности, должно учитываться, что персональное образование принадлежит прежде всего самому учащемуся, поскольку именно он является субъектом этого образования и у него равное партнерство с учителем, он равноправно участвует в создании сценариев и проектов собственного образования, - но уже сейчас понятно, что нужен анализ уже существующего гигантского опыта программирования в разных сферах для постановки образовательного программирования на принципиально новый уровень.

В персональном образовании совершенно по-новому выступают возможности дополнительного образования, поскольку именно в дополнительном образовании возникает уникальная возможность относиться ко всему многообразию образовательной работы детей и выстраивать личные образовательные программы, в которых сочетаются и соединяются разные стороны образовательной жизни детей.

 

Hosted by uCoz