Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
14. Метод личных образовательных программ
Персональное образование технологически строится на основе метода личных образовательных программ как стратегических задач овладения собственным образованием или, как я обозначал это выше, созидания своей собственной Пайдейи. Подобное программирование непосредственно начинается с организации ситуации вопрошания или иного типа работы с бескорыстным интересом ребенка и его различными откликами на специально создаваемые межличностные ситуации .Через организацию рефлексивно-аналитических пространств выявления средств организации ребенком собственного образовательного продвижения важнейшим элементом разработки ЛОП является выделение сильных сторон личности ребенка и переведение их в приоритетные направления его персонализации. ЛОП возникает как последовательное проведение принципа личности в образовании, поскольку в этом случае невозможно приспосабливать личность ребенка к имеющимся у нас в наличии программам или даже образовательным системам, необходимо совместно с личностью ребенка выстраивать лично для него и под его образовательное и общее движение особую образовательную программу. Вместо приспособления ребенка к образовательным программам в персональном образовании требуется выстраивать нужную и самую необходимую для конкретного ребенка программу. Разумеется, речь ни в коем случае не может идти о том, чтобы культуру и историю, обратно, приспосабливать к ребенку, вообще подстраиваться под ребенка, вставать вровень с ребенком в культурном и социально-возрастном пространстве (как, к сожалению, это получается в педоцентризме и педагогике сотрудничества). Нет, при абсолютном уважении к личности ребенка необходимо ответственно, с позиции реальной культуры и истории вводить ребенка в реальное присвоение этих высших способов и техник мышления и деятельности и перевода их в персональные образовательные и жизненные средства. Выстраивание персональной формы продвижения человека должно в обязательном порядке исходить из задачи наращивания его мышления и сознания, которые могут происходить преимущественно в общественной формы .Фактически, для конкретного ребенка или подростка ЛОП является формой выращивание вокруг него и по поводу его продвижения персонализированного детско-взрослого образовательного сообщества ЛОП также может выступать технологической основой неотчуждаемого права ребенка быть субъектом своего образования и самообразования. Здесь очень важно относиться к результатам работы А.В. Баранникова, который последовательно развивает идеи самообразования как не добавки, реализуемой во внешкольном пространстве, а основы общего образования .Личная образовательная программа нужна для организации процессов персонализации, поэтому в ней должны быть прописаны направления и этапы персонализации, план. Хотя, конечно, понятно, что такие программы должны быть рассчитаны на долгие годы и не могут согласовываться исключительно со ступенями образования. В целом, технология программирования должна еще разрабатываться, в частности, должно учитываться, что персональное образование принадлежит прежде всего самому учащемуся, поскольку именно он является субъектом этого образования и у него равное партнерство с учителем, он равноправно участвует в создании сценариев и проектов собственного образования, - но уже сейчас понятно, что нужен анализ уже существующего гигантского опыта программирования в разных сферах для постановки образовательного программирования на принципиально новый уровень .В персональном образовании совершенно по-новому выступают возможности дополнительного образования, поскольку именно в дополнительном образовании возникает уникальная возможность относиться ко всему многообразию образовательной работы детей и выстраивать личные образовательные программы, в которых сочетаются и соединяются разные стороны образовательной жизни детей.
|