Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
11. Персонология как описание персональности
Огромное поле, требующее фундаментальной разработки и исследований, но, в то же самое время, уже по факту являющееся будничной практикой для многих систем работы с персональностью в России и на Западе - описание личности и системы таких описаний. На Западе в настоящее время для обозначения этой работы получил широкое распространение термин персонология. Причем, не только как научное направление, прежде всего в психологии, но и как спектр исключительно прикладных методик для самых различных описаний отдельных лиц и предписаний и рекомендаций по отношению к ним .В частности, в практике зарубежного образования есть достаточно много систем, которые пытаются строить образование на основе различных описаний личности и, прежде всего, по разному организованных самооценок (например, такая система как Self-Esteem).К сожалению, в большинстве случаев персонология не имеет серьезного фундамента и ограничивается регистрацией по-преимуществу поведенческих характеристик и параметров. Очень сильное влияние на системы персонологии оказывает интенсивно развивающееся в последние десятилетия направления, связанные с организацией человеческих ресурсов и человеческого капитала в системах управления персоналом (так называемый HR-менеджмент).Но описывать персональность необходимо. Точнее даже, поскольку разнообразные описания человека происходят буквально везде, и в школах особенно, то надо переходить к анализу и наведению порядка здесь. Тем более, что любые знания о человеке и особенно систематический сбор предсталвяют из себя не только технически, но и социально-культурно чрезвычайно непростое дело. Здесь возникает множество этических и правовых вопросов и трудностей. Безусловно, необходимо решительно пресекать попытки бессмысленного сбора данных о детях и их хаотического использования, нерегулирования системы доступа к таких данным и пр. Но эти вопросы существуют уже давно и мы катастрофически опаздываем в их постановке и, тем более, их разрешении. Абстрактным же защитникам “прав детей” мы бы посоветовали, если они не знают, получше познакомиться с уже реально существующими системами сбора сведений о детях в коммерческих и криминальных целях. Специалисты прекрасно знают, что на сегодняшних детей нацелены многочисленные системы вовлечения в неограниченное потребление и в разнообразные системы зависимости (пиво и наркотики – вот самые известные и обычные, к великому сожалению, - системы). Кстати, сюда же попадают многочисленные психологические и учебные тестовые инструменты, качество и осмысленность применения которых, если сказать очень мягко, оставляют желать лучшего. Поэтому необходимо решительно переходить к разработке этического и правового поля в области систем изучения персональности и человеческого потенциала в целом.С моей точки зрения, немного понятны общие профили знаний о конкретном ребенке, которые необходимы для построения практики персонального образования. Это следующие профили:
|