Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
13. Высшие способности
Именно в отношении освоения и выращивания высших способностей наиболее заметно отличие индивида и личности, именно здесь наиболее легко преодолевается инерции отождествления личности и индивида. Высшие способности принципиально не выращиваются и не существуют в индивидуальной форме, они для индивида попросту невозможны. Здесь мы пока далеки от того, чтобы преодолеть Г.В.Ф. Гегеля, который указывал на то, что все субъективные способности – это реальные способы деятельности в истории и являются, как писал выдающийся советский русский философ Э.В. Ильенков, автор знаменитой работы “Что же такое личность?”: “коллективными (“всеобщими”) формами, переживающими действительное развитие в истории. Субъектом “способностей” здесь впервые был признан не индивид как таковой, рассматриваемый в абстракции от всего того, чем он обязан обществу и истории, а тот грандиозный “ансамбль” индивидов, взаимно воздействующих друг на друга, который реально и создает политическую историю, и науку, и исскуство, и технику, и все остальные универсально-человеческие формы культуры. Индивидуум же выступает в рамках этой концепции как нечно по существу производное, выступая как субъект способностей ровно в той мере и тех границах, в которых ему посчастливилось приобщиться к развитию всеобщечеловеческой культуры”. Летом 1997 года в период серьезного первого конфликта по поводу перспектив и методов реформирования российского образования мною была предложена идея связать экономику образования с системой способностей как выражения планируемой образованности и трудовой дееспособности российского населения. В качестве механизма подобной связи была предложена “ипотека способностей”. Уверен, что только на этом непростом пути мы сможем в состоянии выйти на экономику образования, которое реально ориентированно на личность и её образование. В противном случае, мы, независимо от наших идеологических пожеланий, создадим экономику “нового человека”, очень похожего на столь вожделенного многими человека экономического ( Homo economicus) и на практике являющего собой законченного эгоиста.
|