Практика персонального образования

 

 

Статью можно обсудить на форуме портала
"Лучшая школа.РУ"
Статью можно скачать в полной версии в формате
MS Word 97
 

Автор: Крупнов Ю.В.,

Руководитель проекта “Россия-2010”,
лауреат Премии Президента Российской Федерации
в области образования за 1999 год,
начальник отдела Минобразования России

Оглавление

    1. Борьба за личность
    2. Почему личность, а не индивид?
    3. Можно ли развивать личность?
    4. Персональность как предмет педагогической работы
    5. Множественная персональность
    6. Персонализация
    7. Персональность как способ выращивания образовательного сообщества
    8. Персональность как свобода идентификации
    9. Персональное образование как собственность
    10. Как работать с персональностью в образовании
    11. Персонология как описание персональности
    12. Как образовывать личность?
    13. Высшие способности
    14. Метод личных образовательных программ
    15. Персональный образовательный патронат
    16. Новая российская школа
    17. Персоналистская цивилизация
    18. Еще раз о терминах и понятиях
    19. Ложные ориентиры
    20. Приглашение к сотрудничеству


7. Персональность как способ выращивания образовательного общества

 

Множественная персональность личности позволяет не только педагогу включаться в отношение к личности, но и самой личности проектировать и выстраивать вокруг овнешняемой и предъявляемой другим персональности, собственных произведений, те сообщества, которые выступают образовательными по отношению к ней.

Личность в этом смысле не только не противостоит общности и даже не только впервые требует её для своего полноценного проявления и роста. Личность производит сообщества как форму собственного существования и реализации.

Здесь важны прежде всего образовательные сообщества, жизнь которых направлена на образование личности. В совокупности такие сообщества составляют то, что можно определить как образовательное общество.

Оформляющие образование личности сообщества состоят из, вероятно, четырех групп позиций: собственно педагогов, носителей демонстрируемых личностных и культурных образцов, предельных личностей и сообществ (включая ныне не живущих в бытовом смысле) и сообщества, которое образует сама личность - то есть весь тот, по Гегелю, Со-Мир (Mit-Welt), который и раскрывает в максимальной степени как форму личности, так и её историческое существование.

“Но миротворение не закончилось. Человек творчески соучаствует в деле Божьего миротворения, и последствия этого мы воспринимаем как развитие. Библейское ветхозаветное сознание видело лишь часть миро-творения и по ограниченности сознания принимало его за все миротворение, понимало его как законченное. Эта ветхозаветная космогония передалась и самому христианству, которое с трудом от нее освобождается. Ветхозаветное космогоническое сознание не вмещает тайны свободы, и потому оно не видит творческого развития, оно всегда себе представляет мир законченной системой, неизменным порядком. Но творческое развитие в мире возможно, потому что есть бездонный, уходящий в неизъяснимую глубь источник свободы. Творческое развитие, творческое движение в мире не только возможно, но и неизбежно, потому что человек несет в себе образ Творца, Его свободы и творческой силы”.

Личность внешним образом можно определить как то, что сомасштабно всемирной истории и культуре как аккумулированным завоеваниям человеческого духа и человечества в целом. Здесь возникает увлекательная проблема содержания образования. Конечно, это проблема требует отдельного разбора.

Также важно, что образовательные сообщества или общности сегодня по-преимуществу становятся сетевыми и активно используют информационно-коммуникационные технологии.

В основе таких сообществ оказываются множественные интерфейсы, т.е. буквально меж-лицевое пространство, в котором через предъявляемые персональности личности оказываются лицом к лицу и происходит, по Бахтину, “сочетание сознаний”.

В интернет-пространстве и подобных этой телекоммуникационной сети сетях через множественные интерфейсы выстраиваются практические сюнэйдезисы и, при правильной организации и регламентах, появляются дополнительные возможности для устойчивого общения личностей друг с другом, лицом к лицу.

Таким образом может создаваться сообщество как институализированное усилие личностей на организацию процессов консциентизации. Каждая личность при этом может разрабатывать и вырабатывать, институализировать себя и обретать свою форму.

Возможно, это и будет являться формой наиболее продуктивного существования идей в современной ситуации.

 

 

Hosted by uCoz