Практика персонального образования |
|
|
|
Статью можно
обсудить на форуме портала "Лучшая школа.РУ" |
Статью можно
скачать в полной версии в формате MS Word 97 |
Автор: Крупнов Ю.В., Руководитель проекта “Россия-2010”,
|
|
Оглавление
|
|
7. Персональность как способ выращивания образовательного общества
Множественная персональность личности позволяет не только педагогу включаться в отношение к личности, но и самой личности проектировать и выстраивать вокруг овнешняемой и предъявляемой другим персональности, собственных произведений, те сообщества, которые выступают образовательными по отношению к ней. Личность в этом смысле не только не противостоит общности и даже не только впервые требует её для своего полноценного проявления и роста. Личность производит сообщества как форму собственного существования и реализации. Здесь важны прежде всего образовательные сообщества, жизнь которых направлена на образование личности. В совокупности такие сообщества составляют то, что можно определить как образовательное общество. Оформляющие образование личности сообщества состоят из, вероятно, четырех групп позиций: собственно педагогов, носителей демонстрируемых личностных и культурных образцов, предельных личностей и сообществ (включая ныне не живущих в бытовом смысле) и сообщества, которое образует сама личность - то есть весь тот, по Гегелю, Со-Мир ( Mit-Welt), который и раскрывает в максимальной степени как форму личности, так и её историческое существование.“Но миротворение не закончилось. Человек творчески соучаствует в деле Божьего миротворения, и последствия этого мы воспринимаем как развитие. Библейское ветхозаветное сознание видело лишь часть миро-творения и по ограниченности сознания принимало его за все миротворение, понимало его как законченное. Эта ветхозаветная космогония передалась и самому христианству, которое с трудом от нее освобождается. Ветхозаветное космогоническое сознание не вмещает тайны свободы, и потому оно не видит творческого развития, оно всегда себе представляет мир законченной системой, неизменным порядком. Но творческое развитие в мире возможно, потому что есть бездонный, уходящий в неизъяснимую глубь источник свободы. Творческое развитие, творческое движение в мире не только возможно, но и неизбежно, потому что человек несет в себе образ Творца, Его свободы и творческой силы”.Личность внешним образом можно определить как то, что сомасштабно всемирной истории и культуре как аккумулированным завоеваниям человеческого духа и человечества в целом. Здесь возникает увлекательная проблема содержания образования. Конечно, это проблема требует отдельного разбора .Также важно, что образовательные сообщества или общности сегодня по-преимуществу становятся сетевыми и активно используют информационно-коммуникационные технологии. В основе таких сообществ оказываются множественные интерфейсы, т.е. буквально меж-лицевое пространство, в котором через предъявляемые персональности личности оказываются лицом к лицу и происходит, по Бахтину, “сочетание сознаний”. В интернет-пространстве и подобных этой телекоммуникационной сети сетях через множественные интерфейсы выстраиваются практические сюнэйдезисы и, при правильной организации и регламентах, появляются дополнительные возможности для устойчивого общения личностей друг с другом, лицом к лицу. Таким образом может создаваться сообщество как институализированное усилие личностей на организацию процессов консциентизации. Каждая личность при этом может разрабатывать и вырабатывать, институализировать себя и обретать свою форму. Возможно, это и будет являться формой наиболее продуктивного существования идей в современной ситуации.
| |